14 июня 2019 г.Печать

Об указании результатов лабораторных исследований в эВСД

Руководителям территориальных 

управлений Россельхознадзора,

Руководителям органов 

государственной власти в области 

ветеринарии субъектов Российской 

Федерации 

Уважаемые коллеги,

К нам продолжают поступать обращения хозяйствующих субъектов о предъявлении ветслужбами субъектов Российской Федерации и некоторыми территориальными управлениями Россельхознадзора разноречивых требований относительно «прикрепления» к электронным ветеринарным сертификатам (эВСД)/указания в эВСД результатов лабораторных исследований.

В связи с этим прошу придерживаться при предъявлении этих требований следующих правил.

Первое. При перемещении (передаче) продукции по территории Российской Федерации и ЕАЭС «прикрепление» результатов лабораторных исследований требуется в обязательном порядке лишь в том случае, когда такие исследования проводились.

Второе. 

При перемещении/передаче подконтрольного товара в пределах территории Российской Федерации и ЕАЭС случаи, когда лабораторные исследования обязательно должны проводиться, (и это должно отражаться в эВСД), регламентируется законодательством Российской Федерации и ЕАЭС, а таких случаев весьма немного. 

Если обязательного требования о проведении лабораторных исследований в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС не установлено, то необходимость их проведения может быть (не должна, а именно может быть) установлена в нормативном документе (НД), согласно которому производится изготовление и контроль данного подконтрольного товара, утверждаемом его производителем или третьим лицом, не являющимся ни производителем, ни органом государственной власти, которое разработало данный НД.

В случаях, когда данное требование отсутствует как в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, так и в НД, неприкрепление результатов лабораторных исследований к эВСД не является нарушением, если, разумеется, такие исследования не проводились и в отсутствие такового требования.  

Напомним, что такие исследования могут проводиться и в отсутствии данного требования, и в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, и в НД, например, при: 

- проведении внутреннего мониторинга (выборочного либо сплошного) производителем (технологический контроль), 

- проведении внутреннего мониторинга производителем сырья для производства данного подконтрольного товара (входной контроль сырья) в рамках его собственной системы управления рисками,

- проведении органом государственной власти (федеральным или региональным) мониторинговых исследований рынка данного товара или территории, где он произведен либо находится в обращении.

При экспорте подконтрольных товаров из Российской Федерации случаи, когда лабораторные исследования (партии подконтрольного товара или мониторинговые самого товара, либо сырья, из которого он изготовлен) обязательно должны проводиться, регламентируется законодательством Российской Федерации и ЕАЭС, а также законодательством страны-импортера. Если данное требование установлено законодательством страны – импортера, то наличие такого требования отображается в разрешении Россельхознадзора на вывоз данного подконтрольного товара и/или в согласованной с компетентным органом страны-импортера форме экспортного ветеринарного сертификата. 

Если обязательного требования о проведении лабораторных исследований в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, в НД, а также в законодательстве страны-импортера не установлено, то неприкрепление результатов лабораторных исследований к эВСД, с которым подконтрольный товар перемещается по территории Российской Федерации до места оформления экспортного международного сертификата, а также к экспортному сертификату не является нарушением, если, разумеется, такие исследования не проводились и в отсутствие такового требования. 

Третье. 

В некоторых ситуациях у лица, осуществляющего электронную сертификацию, или сотрудника надзорного органа, осуществляющего государственный надзор за сертификацией, или у сотрудника госветнадзора, оформляющего экспортный сертификат взамен внутреннего, могут возникнуть сомнения в соответствии подконтрольного товара установленным нормам и требованиям, либо не сформироваться (по разным причинам, но, как правило, по причине отсутствия необходимого объема информации о производителе и/или товаре) чувства обоснованной уверенности в его соответствии. 

В случае возникновения таких сомнений или по причине отсутствия чувства обоснованной уверенности сертифицирующее лицо может принять решение о проведении лабораторных исследований сертифицируемой партии подконтрольного товара, в том числе повторных лабораторных исследований, даже если обязательность их проведения не установлена законодательством Российской Федерации и ЕАЭС, НД, а также, в случае экспорта, - законодательством страны-импортера.

Такое право предоставлено сертифицирующему лицу пунктом 37 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом от 27 декабря 2016 г. N 589 Минсельхоза России, который звучит так: 

«37. По результатам рассмотрения заявки уполномоченные лица принимают одно из следующих решений:

оформить ВСД без проведения лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств;

оформить ВСД по результатам проведения лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств;

отказать в оформлении ВСД.» 

Причем в пункте 38 указанных правил говорится:

«38. В случае, если уполномоченным лицом принято решение оформить ВСД по результатам проведения лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств, указанное лицо посредством ФГИС незамедлительно извещает заявителя о принятом решении, в котором указывает основания для принятия такого решения и назначает проведение этих исследований.» 

Четвертое.

Добросовестность сертифицирующего лица предполагает, что оно этим правом будет пользоваться в целях защиты охраняемых ценностей. Т.е., если, например, сертифицирующее лицо полагает (подозревает), что данная партия подконтрольного товара не соответствует требованиям и это можно проверить путем назначения лабораторных исследований, то оно обязано эти исследования назначить. 

Однако, если в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, и в НД на данный подконтрольный товар, а также, в случае экспорта, - в законодательстве страны-импортера, не установлено обязательного требования о лабораторных исследованиях данного подконтрольного товара, то сертифицирующее лицо не имеет права требовать от хозяйствующего субъекта предоставления данных о проведенных им лабораторных исследованиях, если таких исследований не проводилось, и не имеет права вынуждать экспортера или производителя экспортируемого товара проводить такие исследования, а лишь имеет право назначить проведение таких исследований, указав причины такого назначения.

Разумеется, в таком правовом поле существует внутренняя неопределенность: можно назначить проведение исследований, а можно и не назначать. 

Такая неопределенность в данном случае неизбежна, так как дух данной нормы определяет обоснованную уверенность сертифицирующего лица как основу для осуществления или не осуществления действия, а возникновение у человека уверенности алгоритмизировать еще никому не удалось (а если бы удалось, то отпала бы и надобность в такой норме – использовался бы упомянутый алгоритм оценки). 

Если есть неопределенность, то возникает и стимул к перестраховке – к назначению исследований в случае, когда в них не только нет необходимости, но и нет надобности.

Обращаем ваше внимание, коллеги, на то, что российское законодательство (в частности – Гражданский Кодекс) однозначно трактует злоупотребление правом как нарушение права, а нарушение права как административное правонарушение (как минимум). А перестраховка и связанные с нею избыточные требования и запреты это и есть одна из форм злоупотребления правом, которого мы настоятельно рекомендуем вам избегать. Но избегать без ущерба и без угрозы ущерба для охраняемых ценностей, и для добросовестности исполнения вами своих обязанностей. 

Пятое.

Во избежание проблем по оформлению эВСД и необоснованных задержек в обращении (в том числе – в экспорте) подконтрольного товара лабораторные исследования должны проводиться в лабораториях, которые производят оформление протоколов лабораторных исследований в компоненте Веста ФГИС ВетИС (сейчас таких лабораторий в России более 530), а протоколы отбора проб для исследований должны оформляться в компоненте Меркурий ФГИС ВетИС. В этом случае ни каких действий по внесению данных о проведенных лабораторных исследованиях от производителя, экспортера и сотрудников госветслужбы не потребуется, так как протоколы исследований автоматически будут отображаться (если это необходимо) в эВСД, оформленных для внутрироссийского перемещения или для перемещения в место оформления экспортного ветеринарного сертификата. 

В этой связи напоминаем о следующем. 

1. Обязательные лабораторные исследования, согласно нормам российского законодательства и права ЕАЭС могут проводиться в любой лаборатории, любой формы собственности, любой подведомственности или подчиненности, имеющей правоустанавливающие документы для проведения этих исследований. Выбор того в какой из лабораторий, из числа лабораторий, имеющих эти документы, их проводить во всех случаях остается за актуальным собственником подконтрольного товара, кроме случая, когда такие исследования назначаются сотрудником органа государственного надзора за счет бюджета данного надзорного органа. В последнем случае сотрудник, назначивший исследования, может определить лабораторию, в которой данные исследования должны проводиться. Если же сотрудник надзорного органа не определяет такую лабораторию, но назначает исследование за счет средств актуального собственника, то выбор лаборатории опять-таки за собственником подконтрольного товара. 

2. Веста – открытая система, в которой на безвозмездной основе может работать любая лаборатория Российской Федерации, имеющая соответствующие правоустанавливающие документы (в большинстве случаев в состав этих правоустанавливающих документов входят лишь свидетельство об аккредитации, выдаваемое Росаккредитацией, разрешение на работу с микроорганизмами III-IV группы патогенности, если оно требуется для проведения таких исследований) и участвующее в российской или международной системе подтверждения компетентности по проводимым видам исследований (одной из российских систем являются сличительные межлабораторные исследования на постоянной основе проводимые Россельхознадзором) по выбору руководителя данной лаборатории. 

3. Безальтернативное требование об обязательном внесении результатов лабораторных исследований подконтрольных товаров в компонент Веста ФГИС ВетИС установлено в российском законодательстве. Соответственно, любая лаборатория, которая такие исследования проводит обязана обеспечить внесение этих результатов в Весту. 

Шестое.

Многие нечетко понимают результаты каких именно исследований должны отображаться при оформлении эВСД. При определении их следует руководствоваться простыми правилами.

Если любое исследование, имеющее целью подтверждение безопасности или соответствия установленным требованиям, проведено в отношении самого подконтрольного товара или сырья из которого он изготавливается, то эти результаты должны отображаться.

Исследования, в зависимости от того какие именно требования установлены в российском законодательстве, праве ЕАЭС, НД и законодательстве страны-импортера, могут быть проведены с использованием проб: 

1) данной транспортной партии подконтрольного товара. В том случае результаты исследований, если они касаются выявления или количественного (полуколичественного) определения переменных угроз, должны отображаться только для данной транспортной партии. Переменными угрозами считаются вредные и нормируемые организмы и вещества, которые могут попадать в подконтрольный товар или образовываться в нем после выпуска в обращение данной партии подконтрольного товара (например, наиболее известной переменной угрозой является превышение содержания КМАФАМ). В том случае, если его результаты касаются выявления или количественного (полуколичественного) определения перманентных угроз, они должны отображаться для:  

- данной транспортной партии подконтрольного товара, 

- той производственной партии подконтрольного товара, из части которой состоит исследованная транспортная партия, 

- любой другой транспортной партии подконтрольного товара, которая состоит из части той же производственной партии данного подконтрольного товара, из другой части которой состоит исследованная транспортная партия.  

Перманентными угрозами считаются вредные и нормируемые организмы и вещества, которые не могут попадать в подконтрольный товар или образовываться в нем после выпуска в обращение данного подконтрольного товара, или вероятность попадания которых в подконтрольный товар после его выпуска в обращение крайне низка. (наиболее известные примеры перманентной угрозы: превышение МДУ антибиотика в мясе; содержание вируса либо вирусного генома в продукции животного происхождения; наличие растительных жиров в молочной продукции, где их наличия не допускается, наличие ГМО материала в продукции, где наличия ГМО не допускается, или которая задекларирована как не содержащая ГМО). 

2) данной производственной партии подконтрольного товара (тогда его результаты должны отображаться как для данной производственной партии, так и для всех транспортных партий, состоящих из любой части данной производственной партии),

3) любого сырья (если для производства используются несколько видов сырья), использованного для производства данной производственной партии данного подконтрольного товара,

4) полученных от животных, от которых получена данная партия подконтрольного товара, либо от которых получен любой вид сырья животного происхождения, использованного для производства данной производственной партии данного подконтрольного товара,

5) отобранных в ходе мониторинговых исследований (государственный мониторинг или мониторинг, осуществляемый производителем или актуальным собственником) от иных производственных или транспортных партий данного подконтрольного товара, произведенного данным его производителем,

6) отобранных в ходе мониторинговых исследований (государственный мониторинг или мониторинг, осуществляемый производителем или актуальным собственником) от иных производственных партий любого сырья (если для производства используются несколько видов сырья), используемого для производства данного подконтрольного товара, осуществляемого данным его производителем,

7) полученных в ходе мониторинговых исследований (государственный мониторинг или мониторинг, осуществляемый производителем или актуальным собственником) от животных, которые содержатся в тех стадах (группах животных) или содержатся на той территории, от которых получают данный подконтрольный товар, либо от которых получают любой вид сырья животного происхождения, используемого для производства данного подконтрольного товара данным производителем.

Седьмое.

Многие нечетко понимают результаты каких именно исследований в смысле времени их проведения или кратности их проведения должны отображаться при оформлении эВСД.

Иными словами: 

- можно ли и нужно ли отображать результат исследования на остаточное содержание антибиотика, проведённого, например, год назад, или нужно отображать только результат исследований, проведенных недавно (например, неделю или месяц назад),

- можно ли и нужно ли отображать результаты, например, всех шести исследований содержания растительных жиров в данной молочной продукции, которые проведены в течение 3 месяцев, или достаточно отобразить результаты последнего из них.

В данном нужно руководствоваться следующим.

Во-первых, следует четко различать «можно» и «нужно». 

Можно отображать все исследования, которые проведены, но с учетом правил, изложенных в пункте 6. При этом надо понимать, что даже в случае, если отображены все результаты реально проведенных исследований, то это еще не означает, что выполнены все требования в отношении проведения исследований. Например, в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, и в НД на данный подконтрольный товар, а также, в случае экспорта, - в законодательстве страны-импортера, может быть установлена кратность (например, не менее, чем 4 раза) или неоднократность (т.е. 2 исследования или более) данного исследования, или периодичность его проведения (например, не реже, чем 1 раз в полгода), или предельная давность (например, не ранее, чем за 30 дней перед вывозом) его проведения, но последнее из проведенных исследований проведено ранее допустимого срока давности, или оно проведено однократно, а требуется проведение нескольких исследований. 

Нужно отображать всегда, как минимум, последнее из тех исследований, которые можно отображать и Нужно отображать результаты всех исследований, обязательность проведения которых установлена в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, и в НД на данный подконтрольный товар, а также, в случае экспорта, - в законодательстве страны-импортера.

Что целесообразнее – следовать только тому, что Нужно, или исполнять то, что Нужно и добавлять данные об исследованиях, которые добавлять Можно

Целесообразнее делать то, что Можно, исполняя, естественно то, что Нужно, поскольку если вы отобразите не только данные тех исследований, которые вы обязаны отобразить, но и данные дополнительных исследований тоже, то это и будет средством помогающим сформироваться чувству обоснованной уверенности у сертифицирующего лица, а также у получателя вашего товара. Но вы можете делать и только то, что Нужно – это ваше решение, требовать больше от вас ни кто права не имеет, исключая упомянутый в пункте 3 случай назначения дополнительных или повторных исследований сертифицирующим лицом.

В заключение, для информации: в ближайшем будущем, в результате развития систем Веста, Цербер, Меркурий и Аргус, если вы выполняете пункт 5, то вам не придется заботиться о выполнении пунктов 6 и 7, так как за вас эти требования будут выполнять перечисленные информационные системы. 

С наилучшими пожеланиями,

Н. Власов



Ключевые слова:
МЕРКУРИЙ, Лабораторные исследования, ВетИС

Контакты

E-mail: support@fsvps.ru
Телефон: +7 (4922) 52-99-29