Официальный сайт
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(http://www.fsvps.ru)

*

Россельхознадзор /

11 января 2024 г.

Россельхознадзор провел очередной мониторинг соблюдения Правил указания массовой доли молочного жира (МДЖ) и массовой доли молочного белка (МДБ) в производственных эВСД

Вниманию лиц, оформляющих
производственные ветеринарные сертификаты
на молоко и молочную продукцию.

Уважаемые дамы и господа, коллеги,

Как мы обещали в предыдущих публикациях тут, тут, тут, и тут, продолжаем анализировать исполнение новых нормы «Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» (далее – Правила), обязывающие указывать в производственных эВСД массовую долю молочного жира (далее - МДЖ) и массовую долю молочного белка (далее - МДБ).

В данном случае была изучена выборка оформленных с использованием API-и web-интерфейсов Меркурия производственных транзакций, где молоко и молочная продукция вырабатывались, или использовались в виде сырья.

Всего в выборку попало 110 610 производственных транзакций, оформленных с 25 по 29 декабря 2023 года 6 999 хозяйствующими субъектами на 8 300 площадках.

В их оформлении приняло участие 7 243 пользователя, из которых 1 702 было государственными ветеринарными врачами, а остальные 5 541 были уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов.

Из этих 110 610 транзакций 104 805 транзакций, что составляет 94,8% были оформлены без ошибок в части указания МДЖ и МДБ.

Около 5% транзакций были оформлены с теми или иными нарушениями или ошибками. В прошлой выборке таких  было около 10%.

Необходимо отметить, что частота транзакций, оформленных с нарушениями, неодинакова для разных типов хозяйствующих субъектов.

Самый высокий процент транзакций, оформленных с тотальными нарушениями, т.е. нарушения имеются в каждой оформленной данным хозяйствующим субъектом транзакции, выявлен у индивидуальных предпринимателей и составил 7,7%. Самый низкий - 4,4% был отмечен у юридических лиц.

Наибольший процент транзакций, оформленных без нарушений в части указания МДЖ и МДБ, отмечается у физических лиц и составляет 92,1%, самый низкий - 87,2% отмечается у индивидуальных предпринимателей.

Анализ индивидуальной работы пользователей, оформляющих производственные транзакции, показал следующее.

Все оформленные ими транзакции, попавшие в выборку, оформили с нарушениями в части указания МДЖ и МДБ 4,1% государственных ветеринарных врачей (в предыдущей выборке таких было 33,4%) и 1,7% уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов (в предыдущей выборке таковых было 21,3%).

Часть оформленных и попавших в выборку транзакций оформили с нарушениями и часть – без нарушений 270 пользователей из 7 243 (2,3%). Из них 39 оказались государственными ветеринарными врачами, что составляет 4,1% от числа государственных ветеринарных врачей, оформленные которыми транзакции, попали в выборку, и 231 – уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов, что составляет 1,7% от числа уполномоченных лиц хозяйствующих субъектов, оформленные которыми транзакции, попали в выборку. Обращаем внимание на соотношение этих цифр: государственные ветеринарные врачи – 4,1%, уполномоченные лица хозяйствующих субъектов – 1,7%. Различие более чем в 2 раза. Эта тенденция повторяется из раза в раз: государственные ветеринарные врачи работают менее квалифицированно и более небрежно по сравнению с уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов.

Все оформленные транзакции, попавшие в выборку, оформлены без каких-либо нарушений в части указания МДЖ и МДБ 1 594 государственными ветеринарными врачами, что составляет 93,7% от числа государственных ветеринарных врачей, попавших в выборку (в предыдущей выборке таковых было 79,7%) и 5 215 уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов, что составляет 94,1% от их числа, попавшего в выборку (в предыдущей выборке таковых было 71,8%).

То есть прогресс даже за короткий срок, по сравнению с ситуацией в ноябре 2023 года, налицо, но поставленная цель еще не достигнута. Часть пользователей по-прежнему не реагирует на предупреждения и, очевидно, нуждается в более серьёзном стимулировании.

Далее мы сравнили данные по предыдущей выборке с данными по настоящей выборке.

Оказалось, что из 7 243 пользователей, попавших в настоящую выборку, 1 769 пользователей попали и в предыдущую выборку, и по результатам ее анализа были предупреждены о недопустимости нарушений.

Из них 38 государственных ветеринарных врачей были предупреждены и продолжили оформлять ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ оформляемые ими производственные транзакции с нарушениями.

Другие 19 государственных ветеринарных врачей продолжили допускать нарушения в некоторых транзакциях.

Еще 233 государственных ветеринарных врача, предупрежденные по результатам анализа предыдущей выборки, судя по данным последней выборки, прекратили нарушения этого типа.

Из этих 1 769 пользователей, предупрежденных по результатам анализа предыдущей выборки, 1 438 оказались уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов.

Из них были предупреждены и продолжили оформлять ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ оформляемые ими производственные транзакции с нарушениями 66 уполномоченных лиц хозяйствующих субъектов.

Другие 179 уполномоченных лиц хозяйствующих субъектов продолжили допускать нарушения в некоторых транзакциях.

Еще 1 233 уполномоченных лица хозяйствующих субъектов, предупрежденные по результатам анализа предыдущей выборки, судя по данным последней выборки, прекратили нарушения этого типа.

Т.е. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ предупреждения действуют, но, к сожалению, не на всех.

В связи с упорством некоторых пользователей публикуем Таблицу 1, в которой приведен их перечень — это перечень тех пользователей, которые были предупреждены и, проигнорировав предупреждения, продолжают нарушать правила оформления производственных транзакций. Их доступ к системе будет ограничен с 15 января 2024 года на количество времени, зависящее от числа допущенных ими нарушений, и указанное в данной таблице. Они могут попытаться объяснить, что представленные в Таблице 4 допущенные ими нарушения на самом деле не являются нарушениями, отправив соответствующее объяснение на адрес knd@fsvps.ru.

В Таблице 2 перечислены допустившие по результатам анализа текущей выборки нарушения в части указания МДЖ и МДБ пользователи, которые ранее нами не предупреждались о недопустимости нарушений этого типа, и которым по этим причинам направляются предупреждения о недопустимости нарушений в части указания МДЖ и МДБ в производственных транзакциях. Они должны прекратить допускать подобные нарушения в течение 72 часов с момента получения данного предупреждения.

В Таблице 3 перечислены хозяйствующие субъекты, в интересах которых продолжают оформляться с нарушениями производственные транзакции.

В Таблице 4 показаны производственные транзакции, оформленные с нарушениями в части указания МДЖ и МДБ. В данной таблице строки, содержащие нарушения выделены красным.

Ситуация в различных субъектах Российской Федерации в отношении оформления производственных транзакций на молочную продукцию существенно различается.

Рис. 1. Количество транзакций, оформленных с 25 по 29 декабря 2023 года.

Субъекты Российской Федерации, как видно из Рис. 1, очень сильно различаются по количеству оформляемых производственных транзакций: от более чем 10 тысяч транзакций за 5 дней для Московской области до 1 транзакции за пять дней для Республики Тыва.

Рис. 2 Вклад пользователей разных типов в оформление производственных транзакций. Вклад дан в процентах транзакций, оформленных государственными ветеринарными врачами от общего числа транзакций, оформленных в данном субъекте Российской Федерации.

Из Рис.2 видно, что в некоторых субъектах Российской Федерации роль государственных ветеринарных врачей в оформлении производственных транзакций очень велика (Республики Ингушетия, Крым, Чеченская, РСО-Алания, Рязанская область), а в других стремится к нулю или составляет точно нуль (Алтайский край, Республика Тыва, Чукотский автономный округ, Мурманская область, Республика Карелия, Магаданская область).

Рис. 3. Частота нарушений при оформлении производственных транзакций в разных субъектах Российской Федерации.

По частоте нарушений, как видно из Рис. 3, субъекты Российской Федерации отличаются очень сильно. В сравнительно благополучных Ярославской, Челябинской, Ульяновской, Тамбовской, Ростовской, Калининградской областях и Алтайском крае процент нарушений не достигает и одного процента. Очень показателен пример Саратовской области, где процент нарушений не достигает даже одной десятой процента.

С другой стороны, есть субъекты Российской Федерации, где процент нарушений очень высок. Из Рис. 3 видно, что в Чукотском АО он превышает треть от числа оформленных транзакций, в республике Саха – превышает четверть, а в Республике Ингушетия приближается к 80%. Луганскую Народную Республику не оцениваем, учитывая условия, которые в ней сложились. Что касается Республики Тыва, то там, как отмечено выше, оформлена за 5 дней всего 1 транзакция, да и та с нарушениями.

Рис. 4. Процент транзакций, оформленных государственными ветеринарными врачами с нарушениями. В Республике Тыва, Чукотском АО, Мурманской области, Республике Карелия и Магаданской области государственными ветеринарными врачами не оформлено ни одной транзакции.

Как видно из Рис. 4, уровни квалификации и ответственности сотрудников государственных ветеринарных служб существенно различаются в разных субъектах Российской Федерации. Есть много субъектов Российской Федерации, где государственные ветеринарные врачи вообще не допускают нарушений, а есть и такие, где нарушения допускаются в каждой оформленной транзакции (Курганская область и Забайкальский край).

Рис. 5. Процент транзакций, оформленных уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов с нарушениями. В Луганской Народной Республике уполномоченными лицами транзакции не оформлялись.

Как видно из данных Рис. 5, если не считать упомянутую уже Тыву, различия в квалификации уполномоченных лиц хозяйствующих субъектов в разных субъектах Российской Федерации различаются кратно меньше, чем различия в квалификации государственных ветеринарных врачей. Они колеблются в диапазоне от 40% для Ингушетии до нуля в целом ряде субъектов Российской Федерации.

Рис. 6. На диаграмме показано сравнение уровней работы государственных ветеринарных врачей и уполномоченных лиц хозяйствующих субъектов в одних и тех же субъектах Российской Федерации.

Показанные на диаграмме на Рис. 6 значения представляют собой разницу между процентами нарушений, допускаемых в данном субъекте Российской Федерации государственными ветеринарными врачами и уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов. Большое положительное значение говорит о том, что в данном субъекте Российской Федерации сравнительно хорошо работают уполномоченные лица хозяйствующих субъектов и сравнительно плохо государственные ветеринарные врачи. Большое отрицательное значение показывает, что в данном субъекте хорошо работают государственные ветеринарные врачи и плохо работают уполномоченные лица хозяйствующих субъектов. В норме различия должны практически отсутствовать, что и видно для множества субъектов Российской Федерации, указанных в середине диаграммы. Маргинальные значения в верхней части диаграммы говорят о неудовлетворительной работе руководства государственной ветеринарной службы региона в части обеспечения подготовки и соблюдения дисциплины личным составом службы, маргинальные значения в нижней части диаграммы говорят о слабом контроле за работой молокопереработчиков со стороны государственной ветеринарной службы региона.

Из данных, проиллюстрированных Рис.6, видно, что в большей части субъектов Российской Федерации разница в квалификации и прилежности государственных ветеринарных врачей и уполномоченных лиц хозяйствующих субъектов практически отсутствует. Однако есть и субъекты, где эта разница очень велика, и это никак не связано с некими специфическими условиями, которые имеются в данном субъекте Российской Федерации. Особенно плохо обстоят дела с работой государственных ветеринарных служб в Забайкальском крае, Курганской области, Сахалинской области, Республике Ингушетия. Обращаем внимание на эти данные руководителей, указанных государственных ветеринарных служб и руководителей территориальных управлений Россельхознадзора.

В заключение еще раз обращаем внимание пользователей на стандартную, часто встречающуюся ошибку, допускаемую при оформлении транзакций на продукты молокопереработки, получаемые в мелких хозяйствах, в том числе в ЛПХ.

В транзакциях с такими ошибками пользователи указывают сырьё (обычно это сырое молоко) и продукцию, не указывая при этом МДЖ и МДБ ни сырья, ни продукции. Еще раз напоминаем, что такое делать нельзя.

Рекомендуется при оформлении производственной транзакции при получении в мелких хозяйствах продуктов молокопереработки, которые направляются на продуктовые рынки для реализации конечным пользователям, оформлять производственные транзакции БЕЗ УКАЗАНИЯ СЫРЬЯ, если оно получено в том же самом хозяйстве, а в номенклатурную строку продукции добавлять сигнальные слова «(из удоя в хозяйстве)». Эти слова ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В СКОБКИ, не должны никак изменяться или дополняться иными словами.

Эту рекомендацию мы повторяли уже многократно, но важность этого момента дошла далеко не до каждого. Напоминаем, что этими словами вы ДАЕТЕ СИГНАЛ КОМПЬЮТЕРУ. Именно поэтому их нельзя изменять или дополнять: измененные и дополненные они не будут компьютером распознаны, в результате после перехода на автоматический контроль такая транзакция будет заблокирована.

Рекомендация об оформлении производственной транзакции без сырья является именно рекомендацией, т.е. вы можете ее не исполнять, а можете вместо этого оформить транзакцию с указанием сырья (обычно это сырое молоко).

Но, если вы поступаете так, то должны исполнять следующее правило.

Для продукции вы можете указывать МДЖ и МДБ, если они вам известны, или, если продукция направляется на продрынок, можете не указывать МДЖ и МДБ, если эти показатели вам не известны. При этом не забывайте добавлять к номенклатурной строке продукции сигнальные слова «(из удоя в хозяйстве)».

НО ДЛЯ СЫРЬЯ, если вы решили оформлять транзакцию именно так – с указанием сырья, вы ОБЯЗАНЫ УКАЗАТЬ МДЖ и МДБ, определив эти показатели для данной партии сырья, или взяв их из результатов пробной дойки. И не забывайте для сырого молока, полученного в том же хозяйстве, где из него произведена молочная продукция, добавлять сигнальные слова «(удой в хозяйстве)».

Россельхознадзор / Новости / http://www.fsvps.ru/fsvps/news/48530.html